Он складывается из моментов от сил трения Мтр, ветровой нагрузки Мв и горизонтальных составляющих веса при наклоне крана ЛТЈ:
Момент сопротивления от сил трения при повороте, Н«м, составит
G — вес поднимаемого груза, Н или кН;
Gn — вес поворотной платформы со всем оборудованием (стрела, механизм подъема
груза, противовес, кабина и т. п.), Н или кН; со — коэффициент сопротивления движению катков, роликов нли шариков.
Если поворотная платформа опирается на катки или ролики, закрепленные на цапфах, то «о можно найти из уравнения
где \i —- коэффициент трения в цапфах; для подшипников скольжения \i — 0,08-7-0,1 для подшипников качения |я = 0,01-7-0,02; D, dx — диаметры соответственно роликов и цапфы, см; / — коэффициент треиия качения, см (/ — 0,03—0,1);
к — коэффициент, v4HTbiBaion№fi перекос, проскальзывание и т. п. (обычно k = 1,3-т-
Если ловоротная платформа опирается на ролики или шарики, не имеющие цапф, коэффициент сопротивления определяют по формуле
где dm — диаметр шариков, см.
Момент сопротивления повороту от ветровой нагрузки Мв определяют по формуле
Мв = pFF L+р^стр b-pFnln^p (Fr L+FCTP b—Fn ln), (2.55)
где p — давление ветра, Н/м2 (в прибрежных районах больших рек и морей
р = 400, для прочих мест р = 250 Н/м2); Frt FCtp» -^п — подветренные площади соответственно груза, стрелы- и поворотной платформы крана вместе с оборудованием, ма; L, Ь /п — расстояние от оси поворота до центров тяжести соответственно груза, стрелы и поворотной платформы, м (рис. 2.33).
Момент Мн, Н«м, от горизонтальных составляющих веса при наклоне крана:
Щ = L-yGTn /n)-(Gr L -\-Ga ln) sin ф, г г
где Gr, Gn — горизонтальная составляющая веса груза и платформы:
G> — вес груза, Н; <р — угол наклона крана; L — вылет крана, м.